§ 005. Как выбрать имя для сайта и не краснеть
Заказчики - удивительные, даже непостижимые люди. Они приходят к тебе затем, чтобы спросить: "О, гений создания сайтов, скажи, как лучше быть нам"? И ты говоришь. Не бесплатно, конечно, но говоришь, расточая во все стороны свою гениальность. Или "гениальность". У кого как. Внимательно выслушав своего дизайнера или копирайтера, заказчики собирают какое-нибудь совещание. Там, например, Вечное могут обсуждать генеральный директор, ай-тишник, какой-нибудь школьный дружбан директора, случайно заехавший выпить пива и вообще не имеющий отношения к делу, бухгалтер, секретарша, а в некоторых особо печальных случаях - даже уборщица. Все, кто оказался под рукой, видимо, являются настолько компетентными в вопросе дизайна, что обязательно должны сказать "шо им не нраица". Загадка в другом. Скорее всего, выслушав тебя, все эти люди все равно сделают по-своему.
Всех заказчиков, с которыми я работаю, я бы поделил на три группы. Грубо. Те, чьи задачи я выполнил, и мы разошлись, как в море корабли. Те, чьи задачи я выполняю по мере их появления. Обычно это деловые люди, которым регулярно что-то надо. И последние, это те же заказчики, но которые отбросили предрассудки, перестали обращаться ко мне на "Вы" и вообще показали, что они, прежде всего, люди, а уж потом боссы, шефы и вери-импортантные персоны. С такими приятнее всего работать, они могут честно, без виляний сказать, что им не понравилось в моей разработке, я могу сделать им скидочку. В общем, понятно.
Именно к крайней категории я отношу и этого заказчика, который является успешным предпринимателем и моим хорошим товарищем по совместительству. Собираясь открывать новое дело, он попросил скопом, не только "приодеть" его будущий бизнес, но и придумать название, как их конторе, так и сайту. Решили, что оно должно изысканно звучать, чтобы не какое-нибудь говно, вроде "ООО Мир Альтприм Плюс". Должно легко произноситься, чтобы можно было продиктовать по телефону веб-адрес, мчась в кабриолете. И само собой, чтобы адрес в интернете совпадал с названием фирмы.
Покумекав, я решил, что выберу какое-нибудь иностранное словечко с приличным переводом, без шипящих звуков и по возможности, без разночтений. Английский в зоне ".ру" уже расхватали плесневелые шарашки, а то и просто захватчики доменов, поэтому я обратил взор на испанский и итальянский языки. Заказчик собирался, если не вдаваться в детали, заниматься фотосъемкой, так что получилось примерно следующее:
(Выдержка из моего письма заказчику. Кстати, все доменные имена на момент написания статьи оставались свободными, можете брать, пользоваться, я еще придумаю)
modestia.ru - "скромность" по-итальянски
temerario.ru - "отчаянные" по-итальянски
premura.ru - "внимание" по-итальянски
trovata.ru - "находка" по-итальянски
enamorado.ru - "влюбленные" по-испански
fogoso.ru - "горячий, обжигающий, жаркий" по-испански
ansia.ru - "вожделение" по-испански
pensador.ru - "мыслитель" по-испански
cazador.ru (+kazador.ru) - "охотники" по-испански
insecto.ru (+insekto.ru) - и логотип в виде стрекозы
liebend.ru - "любящий" по-немецки
...
- Вы получили список доменных имен, придуманных нами?
- Да, получили, но мы придумали намного круче!
- Хорошо. Какое?
- Мы решили, что будем называться "Респект", типа "Уважение"… Круто, да?
- Мне доподлинно известно, что это доменное имя занято уже несколько лет, вы его выкупили?
- Нет, мы решили что наш "респект" будет писаться с двумя "с"! Круто, да?
- А предпоследняя буква у вас какая?
- Как "к" в моей фамилии… Здорово?
- Ну, в целом, не очень…
Я выполнил работу по подбору имени и считал, что славно постарался, но вместо этого ею даже не заинтересовались. Денег я за нее тоже не взял. Хорошие ведь заказчики. У нас такого креатива хоть тачками вози… RESSPEKT.RU - примерно такое "слово" стало названием нового бизнеса. Представляю себе:
- Алло, я по поводу заказа.
- Да, я слушаю.
- Хотел узнать про условия, так сказать, ну и про стоимость, конечно, хотелось в каждом конкретном варианте узнать.
- О, это все очень подробно расписано у нас на интернет-сайте, в разделе "Услуги".
- Подскажите адрес, а то мне дали только ваш телефон.
- Ага, записывайте. Адрес "Респект.ру", как "Уважение" по-английски…
- Спасибо, всего хорошего…
- Нет-нет, подождите! "Респект.ру" - там надо с двумя "с" писать, и "к" в конце, не как надо "си", ну знаете, третья буква в алфавите, а как "кей", не помню, какая буква, правда… вот. С двумя ошибками, как бы…
- С двумя ошибками? Так ваш адрес не "Уважение"? А что это за слово?
- Нет, "Уважение", но не то, то есть то, но с двумя ошибками, надо с двумя "с" писать и "к" в конце, не как надо "си", а как "кей"…
- Очень плохо слышно, я за рулем. Где вообще в слове "уважение" ваши "си, кей, сс"?
- Вы какой язык в школе учили?
Если бы этот диалог действительно состоялся, Вам не кажется, что собеседники несколько отклонились от темы стоимости услуг?
А теперь внимание, вопрос. Сколько сайтов посетит пользователь, прежде чем он попадет на сайт моих заказчиков при условии, что он воспринял название на слух? То есть, услышал и решил сам ввести его в адресную строку?
Respect.ru
Respekt.ru
Resspect.ru
Resspekt.ru (bingo!)
"Увваженииё". Или как-то так, наверное, должно было звучать имя конторы? Предполагаю, что в данной ситуации я, конечно, виноват сам. Заказчик не бросит вашу разработку, если он за нее заплатил. Даже если отдал только аванс. Будет жалко. Надо будет запустить в работу. И это правильно.
Желая узнать, сколько я сэкономил денег заказчикам и друзьям, я обратился к копирайтерам. Я очень подробно описал задачу, сказав, что ничего кроме названия выдумывать не надо. Условием было: озвучить стоимость до начала работы. Мне ответили Дмитрий Кот, Ольга Воропай и ребята из Magic Productions. Привожу их письма целиком:
Вадим, день добрый. Спасибо за интерес к моим услугам. Стоимость работы составит 6 000 рублей. Предварительно попрошу Вас заполнить бриф. После понимания задачи предложу 3-4 направления, в рамках которых будут искаться варианты имен.
После согласования направлений попрошу 50% гонорар и через 5-7 дней вышлю Вам варианты. Их будет порядка 10-12. Удобно Вам так? Удобны Вам электронные деньги - Яндексденьги или Webmoney? Всего доброго.
Дмитрий Кот
--
Здравствуйте, Вадим! Стоимость подобной работы - 6000 рублей. В течение 6 рабочих дней Вы получаете 5 вариантов названия с подобранным доменом. Предоплата - 4 000 р.
Ольга Воропай
--
Здравствуйте. Стоимость составит 10000 руб.
С уважением,
Дмитрий Ионов
Очевидно, что через пару лет инфляция в нашей цветущей стране сожрет эту цифру, и деньги действительно будут карманными, но на момент написания статьи (2008 год), это все же не та сумма, которую можно отдать бродяге на площади.
А теперь делайте выводы, господа. Не будьте дураками, не выполняйте работу бесплатно. Даже для знакомых. Результатом подотрутся. Не пользуйтесь услугами копирайтеров - им тоже надо кушать, но это обдираловка. И главное. Никогда. Вы слышите? Никогда не берите себе мудацких названий! Всем успеха, встретимся на "Увваженииё.ру".